Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 497 комбинированного вида "Мишутка"
Сказкотерапия в практике логопеда

 

Шапошникова Екатерина Евгеньевна
учитель-логопед МКДОУ д/сада №497
Разработано с учетом ФГТ

Каждый день каждый ребенок приходит на занятие к логопеду с разным настроением. Очень важно с первых минут установить контакт и настроить воспитанника на интересную продуктивную совместную деятельность. Традиционное начало логопедического занятия - артикуляционная гимнастика. Целью данного вида деятельности является выработка точных, полных, правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для постановки и правильного произношения звуков. Именно поэтому важно сделать артикуляционную гимнастику увлекательной, интересной и доступной для ребенка.
Поскольку артикуляционная гимнастика должна выполняться каждый день, данная статья будет полезна не только для логопедов и воспитателей логопедических групп, но и для родителей и воспитателей, чьи дети имеют проблемы в речевом развитии.

На наш взгляд, форма истории или сказки доступна и интересна ребятам и младшего, и среднего, и старшего дошкольного возраста. «Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми» [2, с.37]. Так же важно учитывать возможности сказкотерапии, как эффективного инструмента формирования личности ребенка. Например, новосибирский семейный психолог А.Бердникова [2] предлагает использовать возможности сказки для устранения капризов. «Слушая рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами» [2, с.37]. Поэтому мы предлагаем при создании сказки для артикуляционной гимнастики ориентироваться на конкретного ребенка, не только на несформированность его артикуляционных движений, но и на его интересы, на его проблемы и страхи. Только тот рассказ, который соответствует внутренним потребностям воспитанника, найдет в нем отклик и принесет плоды.
Идея проводить артикуляционную гимнастику в форме сказки не нова. И студенты пишут многочисленные гимнастики-сказки, и  логопеды-практики описывают их в своих методических пособиях [1,5,6,7]. Большинство таких разработок предлагают сопровождать движения стихами.  Утрированная ритмичность, характерна для стихотворного текста, помогает логопату прочувствовать ритмичность речи в принципе. Особенно это важно для детей с заиканием или с нарушением звуко-слоговой структуры слов. Но, несмотря на все перечисленные достоинства, мы считаем целесообразным отказаться от такой формы работы. К такому решению нас подвигло желание  прокинуть мостик от гимнастики не только к обогащению словаря, но и к формированию связной речи, к обучению рассказыванию. Прозаическая форма, в отличие от стихотворной, не ставит перед учеником барьера к сочинительству. Такая организация упражнений для развития подвижности органов артикуляции рано или поздно провоцирует ребенка к созданию собственной истории.

Чтобы получить такой результат и выйти через артикуляционные упражнения к развитию связной речи и раскрытию творческий способностей, первичная сказка, сочиненная учителем-логопедом, должна быть очень близка и интересна ребенку. Если  у воспитанника есть любимый мультипликационный или сказочный герой, то можно его сделать главным действующим лицом нашей сказки. Так же можно приписать герою некоторые присущие ребенку черты, чтобы он был узнаваем, и процесс отождествления себя и персонажа проходил быстрее. Сказка может быть, по сути, рассказом о свойствах какого-либо предмета (сказка-знакомство), или разъяснять правила поведения в обществе (сказка-подсказка), или рассказывать о родном языке, прививать любовь к слову. Вариантов может быть великое множество, главное увидеть, какая история важна и полезна в широком смысле для каждого воспитанника.
 
В данном контексте актуальной становится концепция терапевтической дидактики [4, с.10].  Эта концепция и ее практическое наполнение разрабатываются преподавателями и аспирантами кафедры теории обучения русскому языку и педагогической риторики Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Суть данной разработки очень близка традиционным основам коррекционной педагогики, поэтому мы считаем, что возможно проникновение идеи терапевтической дидактики и в дошкольную педагогику. «Терапевтическая дидактика предполагает: выбор оптимального для ребенка способа обучения; такое содержание, организацию обучения  и подбор дидактического материала, которые обеспечивают решение индивидуальных проблем ребенка, его психологическую коррекцию, усвоение им продуктивных стратегий поведения; создание доверительных и честных отношений ученика с учителем» [3, с.9].

Исходя из этого, терапевтическая дидактика условно разделяется на взаимопроникающие компоненты - психолого-методический, содержательно-педагогический и коммуникативный. Психолого-методический компонент предполагает выбор оптимального для ребенка способа обучения. В данном случае это форма рассказа, сказки для артикуляционной гимнастики. Содержательно-педагогический компонент соединяет в себе дидактические и психолого-педагогические задачи, такие как «узнавание ребенком собственных переживаний, получение разрешения на эти чувства, возможно понимание проблемы и ее истоков, поиск различных путей решения проблемы, рассмотрение позиции и точек зрения, готовность в случае неудачи искать другие поведенческие стратегии» [3, с.12-13]. Коммуникативный компонент предполагает как создание психологически комфортной, безопасной атмосферы, так и стимулирование речи ребенка. «Коммуникативный аспект терапевтической дидактики служит развитию связной речи, формирует у учеников умение общаться» [3, с.14].  Авторы терапевтической дидактики рассматривают ее как основу здоровьесберегающих технологий.

Для примера мы хотим представить вам фрагмент логопедического занятия по теме «Правила поведения в гостях». Данный комплекс упражнений был создан специально для ребенка старшего возраста с дизартрией, перенесшего пластику уздечки языка. Предложенная тема выбиралась исходя из интересов и потребностей воспитанника, и была включена в систему занятий, разъясняющих правила поведения в обществе. Поскольку одним из принципов логопедического воздействия является принцип системности, а так же опираясь на собственные представления об уроке-тексте, мы  уже на этапе выполнения артикуляционных упражнений постарались создать достаточный дидактический материал для прорабатывания всех уровней русского языка. Желательно, чтобы сказка обладала привычной повествовательной композицией: завязкой, кульминацией и развязкой. Так же смысловая связность должна осуществляться в основном за счет лексических повторов.

План коррекционного логопедического занятия
Лексическая тема: Правила поведения в гостях
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание и здоровье.
Цели:
Образовательная область «Коммуникация»:
Пополнить словарный запас по заявленной теме, закрепить в речи слова: этикет, хороший тон, дурной тон.
Совершенствовать умение называть собственные эмоции.
Закрепить умение согласовывать числительные и прилагательные с существительными в роде числе и падеже.
Развивать способности к пересказу и составлению собственного текста с опорой на личный опыт.
Образовательная область «Познание»:
Актуализировать понимание длительности отрезков времени.
Образовательная область «Социализация»:
Формировать правильные стереотипы поведения в гостях;
Развивать умение находить различные выходы из конфликтной ситуации;
Продолжать развивать умения взаимодействовать со взрослым в различных коммуникативных ситуациях;
Образовательная область «Здоровье»:
Развивать подвижность языка, формировать точность и полноту объема артикуляционных и мимических движений;
Ход занятия
1.    Учитель-логопед рассказывает сказку и просит выполнять артикуляционные, мимические движения и грамматическое задание по ходу повествования.
Как-то раз  пригласил Малыш своего друга Карлсона в гости. Карлсон собрался и полетел (упражнение «Моторчик»). Летел он долго-долго и опоздал на целых 10 минут. Все это время Малыш сидел расстроенный, потому что думал, что его друг забыл про приглашение (покажи, какое лицо было у Малыша). Но вот он услышал звук мотора («Моторчик»). Друзья обрадовались друг другу и широко заулыбались (упражнение «Улыбка» и за Малыша и за Карлсона). Обнялись крепко друзья (упражнение «Обними губу»), и Карлсон сказал: «Здравствуй Малыш! Я принес тебе целую банку варенья! (упражнение «Вкусное варенье» повторить пять раз, между повторами проговаривать: «Одна ложка вкусного варенья, две ложки вкусного варенья <…> пять ложек вкусного варенья»). Когда все варенье было съедено, Малыш опомнился: «Карлсон, я же не предложил тебе чаю!». Малыш принес две самые любимые свои чашечки, самую красивую отдал другу, налил в них ароматный горячий сладкий чай (упражнение «Чашка», удерживать в статике пока «чай не остынет». Сосчитать чашки, как и ложки вкусного варенья). Карлсон махнул рукой, и самая красивая, самая любимая чашка полетела на пол и разбилась («Грибок» - имитация звука разбитой чашки). « Спокойствие, только спокойствие! Это всего лишь чашка», - сказал Карлсон, услышал звук открывающейся двери и улетел в окно («Моторчик», интонация вверх). А Малыш остался один, перемазанный вареньем и с разбитой чашкой.

2.    Выполнив саму артикуляционную гимнастику, следует рассказать сказку еще раз, перед этим задав вопрос на первичное восприятие: «Какое чувство  у тебя вызвала эта история?»
Очень важно для ребенка назвать собственную эмоцию, можно пока ее не объяснять, в конце мы к ней вернемся.  Следующим этапом будет обозначение темы текста. О чем эта сказка? О друзьях, о разбитой чашке, о том, как вести себя нельзя.

3.     Приступаем к пересказу и анализу текста, опираясь на вопросы.
С чего началась история? Карлсон прилетел во время?
Обратим внимание ребенка на время, вообще 10 минут это много или мало? Следует разъяснить, что по правилам этикета допускается опоздание не больше, чем на 10 минут. Тут же стоит уточнить значение слова «этикет».
Что бы ты чувствовал, если бы ждал своего друга? А что чувствовал Карлсон, когда опоздал? Стоило ли Карлсону извиниться за опоздание?
Обязательно расскажем ребенку, что принести с собой подарок хозяину дома считается хорошим тоном. Уточним значение словосочетания «хороший тон».
Что принес с собой Карлсон? (варенье) Что еще можно считать хорошим тоном? – Малыш предложил другу самую красивую чашку. Забыл свои обиды, развлекал гостя.
Что почувствовал Малыш, когда разбилась его любимая чашка? Как ты думаешь, каково было Карлсону, когда он чашку разбил? Карлсон улетел, можно ли такое поведение считать хорошим тоном?
Здесь следует дать определение словосочетанию «Дурной тон».

4.    В завершении работы с текстом следует предложить ребенку выбрать, сочинить самостоятельно финал истории.
Что бы случилось, если бы Малыш разозлился и начал ругать Карлсона за разбитую чашку? Допустимо ли такое поведение? Как тогда закончилась бы наша сказка? Что бы ты почувствовал, прослушав такой конец?
Что бы случилось, если бы Карлсон извинился? Что мог сделать Малыш, чтобы ссора не случилась? Как закончилась бы сказка? Что бы ты почувствовал?
Анализируя собственные чувства от сказки, ребенок самостоятельно выбирает продуктивную стратегию поведения в таких непростых ситуациях.

5. Итог. Учитель-логопед просит ребенка вспомнить все правила хорошего поведения в гостях.
При таком подходе, текст артикуляционной сказки становится основой для всего логопедического занятия, сливает все компоненты и связывает с другими занятиями, выстраивая гипертекст всего коррекционного процесса. Подобное сжимание и концентрирование дидактического материала является условием успешного здоровьесбережения. Ребенку-логопату не нужно тратить силы на осмысление разнообразного и часто несвязного материала. Таким образом, процесс обучения и развития личности ребенка становится гармоничным и плавным.
 
Список литературы:
1.     Нищенкова Е.С. Артикуляционая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Астрель, АСТ, 2006. – 58С.
2.     Бердникова А. Как справиться с капризами/ А. Бердникова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во. 2009. – 172с.
3.     Зайдман И.Н. Разноуровневое обучение рассуждению на основе терапевтической дидактики: компетентностный подход//Новосибирск. 2006 – с.200
4.     Зайдман И.Н., Ефремова О.А. Как научить всех и каждого: учебно-позноватеная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации// Новосибирск, 2010, с.351
5.     Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепелния произношения звуков». – М.: Гном-Пресс, 2000. – 16с.
6.     Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007. -64с.
7.     Туманова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика// Дошкольное воспитание, 2005, №6, с. 86-88

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"