Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 497 комбинированного вида "Мишутка"
Я вижу! Я слышу! Я ощущаю!

 

Я вижу!
Игры для развития зрительного восприятия
 
Человек 80% информации получает через глаза. Поэтому важно развивать зрительное восприятие. В предложенных играх уделяйте особое внимание обогащению словаря ребенка. Просите его называть качества загаданного предмета, старших детей просите комментировать положение своей руки или тела относительно чего-либо. В таких играх в речи закрепляются слова, обозначающие величину, цвет, форму предметов, их расположение в пространстве.

  • Разрезные картинки. Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с двух, затем три, четыре, пять). Задача ребенка - собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.
  • Контуры. Эта игра предполагает узнавание наложенных друг на друга контуров двух и более изображений, для более старших детей это могут быть цифры и буквы.
    Лабиринты. Для предлагаемых ребенку в этой игре лабиринтов принципиально то, что здесь даются пересечения нескольких линий. Например, ребенку предлагается распутать веревочки шариков, или найти для каждого героя сказки свою тропинку и т. д. На бумаге целесообразно начинать освоение с проведения по «дорожкам» пальчиком ребенка, затем - карандашом, и лишь потом - только глазами.
    Взрослый с ребенком вспоминает названия основных цветов того, что их окружает. В качестве усложнения вы можете предлагать ребенку коснуться одной рукой чего-нибудь красного, а другой — синего, постепенно увеличивая количество цветов до пяти.
  • Предложите ребенку прочитать слово по губам. Начинайте постепенно, с самых простых и знакомых ребенку слов, например с его имени. Сначала произносите слова вслух, затем шепотом, после этого - едва слышно, и наконец - молча. Не забывайте четко артикулировать каждый звук. Игру можно сделать сюжетной, если вырезать из картона «телевизор», обговорить, что у него сломался звук и по очереди быть диктором.
  • Предложите ребенку рисунок, на котором чего-то не хватает (крыши у дома, лепестка у цветка). Задача - дорисовать изображение до целого. Если ребенок затрудняется, покажите ему такой же рисунок, на котором изображение дано полностью, и попросите их сравнить.
  • Точечный рисунок. На глазах у ребенка вы из точек рисуете «тропинку» (несколько точек на расстоянии 3-5 см друг от друга), затем просите ребенка соединить их все в одну линию. Точками вы указываете вершины простейших фигур - треугольника, круга, квадрата. Если ребенку трудно провести прямую линию от точки к  точке, предложите ему на выбор карточки с уже изображенными фигурами, пусть он выберет из них. Усложняя, берите предметные изображения - машинку, солнышко, медвежонка.
  • Предложите ребенку рассмотреть картинку и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше — ниже, ближе - дальше, справа - слева.
  • Ребёнка просят показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) из предметов (ленты, нитки и т.п.), затем самое короткое (узкое, низкое).
  • Предложите ребенку внимательно посмотреть на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, и нарисовать точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это делал
  • Предложите ребенку соревнование, кто больше запомнит предметов одного цвета, формы, материала из находящихся вокруг.
  • Детей знакомых с буквами, просите обводить заданную букву на газетной странице, учите отличать правильно и неправильно (например, зеркально) написанные буквы.

Я слышу!
Игры для развития слухового и фонематического восприятия
 
Развитие слухового восприятия играет важную роль в освоении речи. Сначала ребенок учится отличать неречевые звуки, определять их направление, громкость, высоту. Потом научается слышать звуки речи. В 3- 4 года ребенок должен уметь услышать наличие или отсутствие в слове акустически яркого звука: ударного гласного, звонких «3», «Р», «Л». В 4-5 лет - назвать первый звук в слове, сначала ударный гласный, а потом и согласный. В 5-6 лет - подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в слове (начало, середина, конец), определять количество слогов. В 6- 7 лет дошкольник должен быть способен назвать все звуки в слове по порядку, сосчитать их количество. По возрасту сформированное фонематическое восприятие - залог успешного обучения грамоте.
Предложите ребенку отгадать, кто его позвал из родных? Игру можно усложнить и звать ребенка «не своим» голосом.

  • Волшебные звуки. Предложите ребенку отгадать, чем вы пошумели за ширмой. Можно использовать различные предметы: кастрюли, кружки, бумагу, ключи, обувь и др.
  • Сделайте звучащие коробочки. Можно насыпать разной крупы в «скорлупки» от киндер сюрпризов (по 2 скорлупки с одинаковой крупой). Предложите ребенку подобрать к коробочке пару, разложить коробочки от самой тихой к самой громкой.
  • Разрешайте ребенку «играть» на расческе, ложках, т.е. на всех предметах, которые окружают его.
  • Ребенок сидит на  расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый очень тихо дает инструкцию. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
  • Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит.
  • Если будет произнесено слово обозначающее животное, дети должны присесть, если, растение - поставить руки на пояс. Возможны любые варианты кодовых слов и движений.
  • Двигательный диктант. Давайте ребенку четкую инструкцию: один шаг вперед, два шага направо, один шаг назад. Для веселья можно усложнить игру, договориться и заменить слова «вперед», «назад», «справа», «слева» другими забавными словами или звукоподражаниями.
  • Предложите ребенку прохлопать (протопать, отстучать) тот же ритм, который вы отстучите.
  • «Съедобное - не съедобное», «Испорченный телефон»
    Фонематический слух
  • Поймай звук. Ребенок должен подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши, если в слове есть заданный звук.
  • Эхо. Взрослый объясняет детям, что они должны слушать внимательно, какой звук или слог он произнесет, и тот, на кого он укажет, будет «эхо». Ребенок должен повторить звук или слог точно так же, только чуть-чуть тише, как настоящее эхо.
  • Цап-царап.                       Ребенок кладет свою руку в ладонь взрослому. Обговаривается кодовое слово, или критерий для слова (например, первый звук «о»), или слово из 3 слогов). Взрослый называет слова, ребенок повторяет за ним, как только услышит кодовое слово, должен быстро убрать руку. Если успеет, выиграл он, если его схватят, выиграл родитель
  • Шаг вперед. Взрослый читает слова. Некоторые из них содержат заданный звук. Ребенок делает шаг вперед, только если слышит этот звук. Игра станет интереснее и превратится в соревнование, если к ребенку присоединится кто-нибудь из родных.
  • Волшебный мешочек 3. Доставать из мешочка только предметы, в названии которых есть заданный звук.
  • Магазин. Покупать в магазине только продукты, предметы с заданным звуком, количеством слогов, количеством звуков. Лучше играть с опорой на картинку или предметы-заместители.
  • С мячом. Взрослый называет слово и бросает мяч, если слово содержит заданный звук, ребенок ловит мяч, если нет - отбивает.
  • Предложите ребенку определить, какой звук есть во всех словах в названном ряду
  • Предложите ребенку соревнование: кто больше назовет слов с заданным звуком. Или просто поиграйте в «Слова»

Я ощущаю!
Игры для развития тактильного, мышечного, вкусового и обонятельного восприятия
 
Тактильное восприятие

  • предложить детям дотронуться до гладкой и шершавой поверхностей. Спросить о том, что они - почувствовали. Сравнить одинаковые ли на ощупь обе поверхности? Затем предложить детям найти что-нибудь в группе шероховатое, после гладкое.
    Волшебный мешочек. Предложить детям узнать на ощупь объемные формы, мелкие предметы, игрушки, лежащие в мешочке, называя признаки форм. Например: у куба — 8 углов и 6 сторон.
  • Волшебный мешочек 2. Предложите ребенку нарисовать то, что он ощупывал в мешочке.
  • дать детям почувствовать прикосновение какого-либо материала и пофантазировать — что это может быть? Например: положить на детскую ладошку кусочек Мexa; предполагаемые ответы — вата, пух, мягкая игрушка, шерсть кошки и т.д.
  • Жмурки. Выбирается среди детей «жмурка», который, с завязанными глазами, ловит бегающих детей. Поймав ребенка, он должен узнать его на ощупь по одежде. Если отгадывает — «жмуркой» становится другой ребенок.
  • Предложить ребенку с закрытыми глазами на ощупь собирать рамки-вкладыши
  • Сухой бассейн. Заполните глубокую миску крупой или бобами, на дно положите мелкую игрушку или предмет, предложите ребенку найти его и отгадать на ощупь.
  • Детям старшего возраста можно писать на спине буквы и слова и просить угадать. Можно рисовать простые рисунки.
  • Предложите детям узнать, ощупав лицо члена семьи, кто это.
  • Мешочки с зерном. Мешочки шьют небольшого размера, например, 5x10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Можно мешочки не шить, а заполнить крупой воздушные шары. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два - с пшеницей, два - с рисом, два - с пшеном и т. д. Задача ребенка - на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.
  • Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
  • Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
  • На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
  • Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
  • Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
  • Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
  • Поймай киску. Родитель касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

 

Мышечное восприятие важно для детей с дизартрией. Всегда обращайте внимание на работу мышц во время артикуляционной и дыхательной гимнастики. Какие мышцы напряжены, какие расслаблены. Научить ребенка расслабляться помогут такие игры:

  • Спящий котёнок. Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком (напряжение). Но вот котята устали... начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).
  • Улыбнись - рассердись. Дети сидят. Улыбаются - все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились - брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.
  • Грибок. Дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются - «грибок растет». Выпрямились (напряжение). Вот какой красивый гриб! Затем гриб старится, медленно оседает - дети расслабленно опускаются на корточки, опускают руки, склоняют головы.
  • Холодно - жарко. На улице холодно, мы съежились, замерзли (присели на пол, подтянули и обхватили колени, опустили голову, мышцы напряжены). Звенит волшебный колокольчик, снова лето, жарко, мы на пляже (лежим на спине, все мышцы расслаблены).
  • Шишки. Представьте себе, что вы - медвежата и с вами играет мама - медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама - медведица снова кидает шишки медвежатам...

Обоняние и вкус. Знакомьте своих детей с новыми запахами и вкусами, всегда проговаривайте их названия в бытовых ситуациях, спрашивайте его мнения о вкусе и запахе блюда. Таким образом обогащается словарный запас названиями вкусов, запахов и их оттенков. Помните, что в дошкольном возрасте ребенок запоминает что-то только через непосредственное взаимодействие.

  • Разложите по коробкам сильно пахнущие специи (ваниль, гвоздика, чеснок), травки (полынь, лаванда, тмин) и продукты (кофе, какао, чай с травами). Каждая специя должна находится в двуходинаковых коробочках. Теперь перемешайте их на столе и попросите ребенка найти две коробочки с одинаковым содержимым, не открывая их, а по запаху.
  • Играть можно прямо за обеденным столом. Подносите к носу ребенка продукты со стола, а ребенок пусть попробует с закрытыми глазами угадывать по запаху, что это такое. Помидорчик, яичко, яблочко....
  • Если у вас имеется дома элитная парфюмерия и духи, можно поиграть и с ними. Кстати, можно использовать и дезодоранты, одеколоны, лосьоны. Снимите с пузырьков и флаконов крышки и пусть ребенок определит по запаху, к какому флакону какая крышечка.
  • предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
  • предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
  • предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.

Развитие вкусовых ощущений

  • Для развития вкуса предлагайте ребенку пробовать различные ощущения: твердое или мягкое, горячее или холодное, кислое или сладкое и т. п. Предложите ребенку закрыть глаза и по вкусу отгадать, что он попробовал из продуктов.
  • Возьмите несколько пар баночек с разным содержимым - сахар, соль, сок, лимон. Поставьте баночки в два ряда (одинаковые). Предложите ребенку попробовать воду с левого ряда и по вкусу найти такую же из правого.
  • Ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;
  • Ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).

 

С уважением, учитель-логопед Екатерина Евгеньевна

2014 год

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"