муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 497 комбинированного вида "Мишутка"

Развитие мелкой моторики

 

Развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но в первую очередь для того, чтобы у ребенка происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

Наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занима­лись вовсе не бессмысленным занятием. Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные оконча­ния на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлекшись ран­ним развитием детей, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времен и перестали играть с детьми в игры бабушек.
 
И совершенно напрасно. Развитие мел­кой моторики у детей наиболее активно происходит именно в дошкольном возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков само­обслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Но очень часто возникает проблема нежелания детей зани­маться. Если ребенка не увлекают развивающие пособия - пред­ложите ему настоящие дела.
Вот упражнения, в которых ребенок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  • Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

  • Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

  • Отшелушивать пленку с жареных орехов.

  • Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуго­вицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

  • Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы укра­шения к торту.

  • Открывать почтовый ящик ключом.

  • Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а также разу­ваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать застегивать и зашнуровывать обувь.

  • Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

  • Вешать белье, используя прищепки (можно специально натя­нуть веревку по росту ребенка).

  • Помогать отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

  • Помогать перебирать крупу.

  • Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

  • Собирать на даче или в лесу ягоды, а потом разминать их ложкой во вкусное пюре.

  • Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

  • Вытирать пыль, ничего не упуская.

  • Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

  • Перелистывать страницы книги.

  • Затачивать карандаши (точилкой).

  • Стирать нарисованное ластиком.

  • Переливать воду из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.

  • Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.

  • Хорошее упражнение для развития коор­динации движений - складывание салфеток по размеченным линиям.

  • Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме.

  • Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить коор­динацию движений.

  • Налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть ребенок взбивает кухонным венчиком цветную пену.

  • Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.

  • Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку. Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.

  • Найдите кусок плотного пенопласта, дайте ребенку маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить.
     
    Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но обычно в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь, но ваш ребенок будет развитым, ловким и сообразительным.

С уважением учитель-логопед Екатерина Евгеньевна

2012 год

Дата последнего обновления страницы 30.09.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»