муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 497 комбинированного вида "Мишутка"

Кинезиология: когда правая сторона дружит с левой

 

  • Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Специально подобранные достаточно простые движения помогают детям любого возраста раскрыть внутренний потенциал, данный им от природы, дают организму высокую концентрацию и дополнительную умственную энергию.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Данная методика гармонизирует работу головного мозга, позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга, развивать способности и корректировать проблемы в различных областях психики.

Предложите ребёнку просто поиграть с Вами, все упражнения выполняйте в хорошем настроении под любимую музыку, лучше детскую, динамичную. Можете подпевать, хлопать в ладоши или выполнять упражнения под считалочки, стихи  или скороговорки.

Рекомендации к применению

  • занятия должны проводится утром или днём, ежедневно (систематически), в доброжелательной обстановке по 10-15 минут, стоя или сидя за столом;

  • от детей требуется точное выполнение движений и приёмов,

  • темп и сложность заданий постепенно увеличиваются, соблюдается принцип «От простого к сложному»;

  • желательно включать все 5 пальцев каждой руки;

  • в одной «тренировке» использовать движения на сжатие, растяжение и расслабление мышц;

  • выполнение стандартных учебных и игровых действий желательно чередовать с кинезиологическими упражнениями: при вовлечении детей в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая её.

 

Обучение. Начинайте с пальчиковых игр. Взрослый выполняет упражнение, затем ребёнок самостоятельно повторяет движения. Если ребёнок сразу не выполняет данное упражнение синхронно, четко и координированно, процесс обучения делят на этапы: отдельно выполняются движения ведущей рукой, затем - другой рукой, движения пальцев рук объединяют и доводят до автоматизма. Отрабатываются точность движений, их ритмичность, плавность. После овладения навыками пальцевых движений, упражнения закрепляются ежедневно. Постепенно вводите более сложные упражнения для всего тела.

Пальчиковые игры:

  • «То одной, то другой рукой» Протирать тряпкой стол, поймать мяч (игрушку, тряпку), положить в корзину, раздавать или складывать карточки, строить из кубиков дом, хлопать в ладоши. Очистить обувь щёткой. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять её. Намотать нитку на катушку или клубок. Перелить воду из одного сосуда в другой. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки. Достать бусинку ложкой из стакана. Позвонить в колокольчик. Закрыть, открыть застёжку-молнию. Выпить воду из стакана. Продеть нитку в иголку. Толкнуть пальцем шарик. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики, почистить зубы, полить цветы, заводить волчки, достать книги с полки, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны.

  • «Коробочки» Ребёнку предлагается 2 коробочки. Найди одинаковые игрушки (счётные палочки, спички) в одной коробочке правой рукой, в другой коробочке – левой рукой. Затем можно предложить собрать игрушки обратно синхронно двумя руками.

  • «Баночки» Открыть и закрыть несколько пузырьков, баночек, флакончиков от духов с отвинчивающимися крышками разными руками. Учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.
    Рисовать пальцем одной руки на ладони другой – разные круги, рисунки.

  • «Часы» Одна рука держит часы, другая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.

  • «Зеркальное рисование» Обводите или рисуйте на листе бумаги всё, что угодно, но с условием того, что делается это одновременно двумя руками.  Сначала потренируйте движения навстречу друг другу.  Затем разнонаправленные движения вверх – вниз. Когда правая рука идёт вниз, левая при этом движется вверх. И наоборот. А теперь рисуйте, разводя руки в разные стороны.

  • «Руки на груди» Скрещивать руки на груди. Кисть правой руки оказывается на предплечье левой руки, кисть левой руки оказывается под предплечьем правой руки. Изменять положение переплетённых рук на противоположное.

  • «Помогаю маме». Предложите ребенку помочь вам и то одной, то другой рукой перебрать горох, рис, гречку или пшено. 

  • «Волшебные палочки». Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он то одной, то другой рукой выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

  • «Оладушки» Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. Постепенно ускоряем движения.
    Мы играли в ладушки – жарили оладушки.
    Так пожарим, повернём
    И опять играть начнём.

  • «Вот ладошка, вот кулак» Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия-расжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
    Вот ладошка, вот кулак.
    Всё быстрей делай так.
    Хочешь? Тоже делай так:
    То – ладонь, а то – кулак.

  • «Фонарики» Сжимать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

  • «Стол и стул» Левую руку сжать в кулак, сверху накрыть выпрямленной ладонью - стол. Левую руку сжать в кулак, прикрепить к ладони правой руки - стул.
    Кулачок – это толстая ножка.
    Сверху крышка – наша ладошка.
    Маленький столик. Время идёт…
    Вместе с ладошкой и стол подрастёт.
    Кулачок – это сиденье для стула
    Рядом наша ладошка примкнула.
    Маленький стульчик. Время идёт…
    Вместе с ладошкой и стул подрастёт.

  • «Замок» Предложите ребёнку сложить руки в замок. Вначале сверху ложится большой палец правой руки, потом – левой. Переплетать пальцы рук. Сверху оказывается большой палец то правой, то левой руки. Изменять положение переплетённых пальцев на противоположное.
    «Колечко» Поочередно перебирать пальцы одной руки, соединяя в кольцо большой палец  и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

  • «Цепочка» Поочерёдно соединять большой палец с указательным, со среднем, и т. д. Постепенно через них «пропускаем» «колечки» из пальцев другой руки.

  • «Зайчик и ёжик» Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Сгибать и разгибать пальцы. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Пальцы сгибать и разгибать.

  • «Зайчик нашел колечко» Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы  развести в стороны. Добивайтесь высокой скорости смены положений!

  • «Зайчик и коза» а) как и в предыдущем упражнении; б) Указательный палец и мизинец – выпрямить. Средний и безымянный прижать  большим пальцем к ладони.

  • «Птички» Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди

  • «Змейка» Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе.Двигайте пальцем, который укажет ведущий, либо ребёнок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся взрослый.Палец должен двигаться точно и чётко, не допускаются собдружественные движения других пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя.Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

  • «Грибы» Правая рука – ножка. Левая- шляпка. И наоборот.

  • «Гребешки» Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая её так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой – и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

  • «Кошка» Средний и безымянный пальцы опираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

  • «Мышка» Средний и безымянный пальцы опираются в большой. Указательный и мизинец согнуты – это ушки.

  • «Собака» Большой палец наверх, указательный согнут. Средний и безымянный плотно прижаты друг к другу. Мизинец – это пасть, будет весело погавкать!

  • «Кошка выпускает коготки» Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Хлопнуть в ладоши. Попеременно поджимать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямлять и растопыривать пальцы.

  • «Ножницы» Раздвигать и соединять указательные и средние пальцы, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе, одновременно

  • «Лошадка» Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху.  Сверху на неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

  • «Бег» Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, ребёнок изображает, как человечек «на ножках» бежит к противоположному краю стола. То же упражнение выполняется указательным и безымянным пальцами.

  • «Черепашки» Руки сжаты в кулаки, в правой руке большой палец внутри, а в левой руке, спрятан вовнутрь. Хлопнуть в ладоши и поменять движения рук. Показать большой палец и спрятать обратно.

  • «Улей» Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками – пчёлы улетели.

  • «Колокольчики» Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребёнок им шевелит.

 

Телесные игры:

  • «Голова-живот» Одной рукой по часовой стрелке гладьте живот, другой от затылка ко лбу голову. Очень трудно голову гладить, хочется по кругу её гладить.

  • «Говорим шёпотом» Дети говорят слово или фразу друг другу шёпотом, «на ушко». При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, то есть ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное. Меняются местами.

  • «Тиканье часов» Ребёнку предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается одинаково ли слышит тиканье разными ушами.

  • «Ухо-нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите руку вниз, хлопните в ладоши. Поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

  • «Перекрестные шаги» Надо максимально задействовать всё тело.10-12 пар шагов. Шаги в медленном темпе. Коснитесь левым локтем правого колена, а правым локтем левого колена. Особое внимание уделите движению глазами. Нужно смотреть максимально во все стороны, во всех направлениях. Можно показывать ребёнку что-то интересное: картинку, игрушку, чтобы он следил за ней глазами.

  • «Танцы» Левый локоть касается правого колена, затем правый локоть касается левого колена. Постепенное ускорение темпа. Как один из вариантов можно выполнять это упражнение в положении сидя. Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем и наоборот.

  • Ползание

Расслабление:

  • «Сонный мишка» Встаньте прямо, расслабьте руки, плечи, опустите подбородок к груди. Дышите глубоко, спокойно. Сначала медленно качайте головой из стороны и следом делайте небольшие круговые движения подбородком. Вы заметите, что после этого упражнения голос ребёнка при говорении будет звучать сильнее и громче. Он будет гораздо увереннее в себе.

  • «Качание головой» Покачаем головой, чтобы был в душе покой! Дышать глубоко, расправить плечи, закрыть глаза. Опустить голову вперёд и медленно раскачивать ею из стороны в сторону.

  • «ПИЛА» Развивается межполушарное взаимодействие, произвольность действий, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.Мы сейчас бревно распилим – пилим, пилим, пилим, пилим! Раз – два, раз – два – будут на зиму дрова!

  • «Паровозик» Развивается произвольность действий, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперёд, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

  • «Массаж ушных раковин» Самомассаж и помощь взрослого помогут снять напряжение и приготовиться к важному делу.
    Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

  • Сжимать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

  • «Слон» или «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект-тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляет наружные глазные мышцы, снимает напряжение после работы на компьютере, снимает напряжение и боль в спине. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Голова ребёнка кладётся на его вытянутую вперёд и в сторону руку – «хобот». Наклоняя туловище вслед за движением руки (работает всё тело), рука рисует знак бесконечности –  «ленивую восьмёрку», любые предметы, буквы, цифры, начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев, не мигая, не отводя глаза и не задерживая дыхания. Упражнение выполнять медленно  от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху. Потом – двумя сцепленными руками (голова прямо). Если к нему добавить «слоновьи звуки», то возбуждаются слуховые механизмы ещё и височных долей мозга. Упражнение стимулирует вестибулярный аппарат, концентрацию внимания, память.

  • «Сова» Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперёд, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу.  Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного сидения за столом, работы за компьютером.

  • «Рокер» снимает напряжение после длительного сидения за столом, компьютером или рулем автомобиля, прибавляет энергии, помогает достигать спортивных успехов, способствует творческому мышлению. Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперёд, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положении. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте делать круговые вращения ногами.

  • «Крюки» Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8 –10 раз. Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперёд, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

 

ИГРАЙТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ И ПОПОЛНЯЙТЕ КАРТОТЕКУ ИГР!

С уважением, учитель-логопед Екатерина Евгеньевна

2015 год

Дата последнего обновления страницы 30.09.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»