План работы по развитию интонационной выразительности речи
- Обсудите интонацию ДО разучивания стихотворения.
- Убедитесь, что ребенок знает значения всех слов в стихотворении. При необходимости разъясните непонятное слово.
- Обсудите с ребенком, какое настроение создает стихотворение. Если это слова персонажа, обсудите его характер, повадки, высоту и темп голоса.
- Обозначьте главные слова в каждой строке, обсудите, как их можно выделить (высота, темп, тембр, громкость голоса). Покажите ребенку образец – произнести каждую фразу в стихотворении с выражением, возможно, чуть утрируя.
- Найдите кульминацию в стихотворении, помните, что это самое эмоционально насыщенное место в тексте.
- Уйдите от подчеркивания стихотворного ритма (скандированности), помните о плавности и динамике во фразе.
- Если у ребенка вызывает затруднение слово или фраза, отрепетируйте этот отрезок текста отдельно.
- Обращайте внимание на паузы. В конце каждой строки - пауза, пусть и не большая. В конце смыслового отрезка, перед кульминационным словом – пауза. Это время для вдоха и для передачи смысла.
- Записывайте на диктофон декламацию ребенка. Отмечайте положительные изменения, корректно предлагайте сделать речь выразительнее, подсказывайте удачные актерские ходы.
- Уделяйте отработке интонации, правильной паузации и четкого произношения несколько минут каждый день.
- Помните о слушателе. Именно для него и звучат эти строки. Будет обидно, если слушатель не получит возможности насладиться, понять, восхититься поэтическим текстом.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Мышка и черепаха
Спросите ребенка, как бегает мышка (быстро) и как передвигается черепаха (медленно). «Пробегитесь» четырьмя пальчиками по столу быстро–быстро: пим, пим, пим. А теперь прошлепайте медленно и грузно двумя ладонями по столу: шлёп…, шлёп…, шлёп. Покажите ещё несколько раз бег мышки и медленный ход черепахи.
Барабан
Возьмите барабан (или палочку и коробку) и медленно стучите в барабан: БАМ…, БАМ…, БАМ. Потом постучите быстро: бам–бам-бам. Ребенку нужно голосом повторять звучание барабана – медленное или быстрое.
Поезд
Поиграйте с ребенком в движущийся поезд. Обозначьте "станцию", возле которой ваш "состав" будет замедлять ход. Встаньте с ребенком паровозиком возле "станции". И начинайте передвигаться по комнате, приговаривая: «Чух…-чух…-чух...», потом постепенно ускоряя темп движения: «Чух-чух-чух». При подъезде к "станции" "поезд" должен опять замедлить ход: «Чух…-чух…-чух...».
«Вышли мышки как-то раз…»
Тихо, как бы крадучись, идите с малышом по комнате, выразительно рассказывая ему детское стихотворение:
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре –
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
(В переводе С.Маршака)
Дождик
Возьмите с ребенком по зонтику, встаньте подальше друг от друга (чтобы не задеть друг друга). Рассказывайте потешку:
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить.
Кап-кап-кап (озвучивайте звуки дождя в медленном темпе).
Зонтик поскорей раскроем, (раскройте зонтики)
От дождя себя укроем.
«Как, кап, кап» (озвучивайте звуки дождя в быстром темпе, постепенно их замедляя).
Упражнения для правильного использования силы голоса
Сила голоса — это смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
«Тихо, кукла спит…»
Уложите с ребенком куклу в кровать и скажите, что теперь надо разговаривать шёпотом, чтобы её не разбудить.
Пора кукле вставать! Попросите ребенка разбудить куклу (при этом можно говорить «обычным» голосом).
Лягушки и лягушата
Взрослый будет "лягушкой", ребенок – "лягушонком". Скажите малышу, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата - тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» – «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т.д.
Слон и слоненок
Спросите малыша, как будет топать большой слон? («ТОП, ТОП, ТОП»). А как будет топать маленький слонёнок? («Топ, топ, топ»). Называйте ребенку попеременно: «Большой слон - маленький слоненок», - а малыш пусть голосом озвучивает их шаги.
Три медведя
Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). Вспомните с ребенком сказку Л.Толстого «Три медведя». Предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы–медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «КТО ЕЛ ИЗ МОЕЙ МИСКИ?». Потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «Кто сидел на моём стуле?». И наконец, за Мишутку – тоненьким голоском: «Кто ложился в мою постель?».
Рыбка, мышка, кошка и корова
Расположите перед ребенком четыре игрушки: рыбку, мышку, кошку и корову. Вспомните, кто как говорит. (Рыбка беззвучно открывает рот, мышонок тихо пищит: «Пи-пи-пи», кошка мяукает: «Мяу-мяу», а корова громко мычит: «МУ-У-У-У-У». Теперь вы будете показывать ребенку одно животное, а ребенок будет его озвучивать.
«Была тишина…»
Расскажите ребенку начало стихотворение А.Шибаева. Сначала говорите шёпотом, постепенно усиливая громкость голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
(На слово «гром», чтобы усилить эффект - хлопните в ладоши).
Медведь и медвежонок
Вы с силой топаете по полу ногами, и малыш говорит: «Это медведь». Затем вы тихонечко топчетесь по полу – ребенок говорит: «Это медвежонок» и т.д.
С уважением, учитель-логопед Екатерина Евгеньевна
2015 год